Весной 2019 года в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) внесены изменения, позволяющие перейти с двухуровневой системы местного самоуправления на одноуровневую.
Общий порядок преобразования муниципальных образований определяется статьей 13 указанного выше закона.
В соответствии с указанной статьей преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Процесс объединения муниципальных образований в стране идет более 10 лет. Основным толчком к объединению послужило отсутствие в достаточном объеме финансовых средств, квалифицированных кадров.
Принято решения о создании муниципальных округов в Омской области.
На сегодня в Седельниковском муниципальном районе 12 органов местного самоуправления: 1 муниципальный район и 11 сельских поселений.
Закон о местном самоуправлении позволяет объединиться всем сельским поселениям и муниципальному району в одно муниципальное образование — муниципальный округ.
К преимуществам муниципального округа можно отнести:
- упрощенную схему управления территорией;
- консолидированный бюджет;
- передачу ответственности за осуществление местного самоуправления на более высокий уровень;
- экономию бюджетных средств;
- сокращение чиновников;
-единый генеральный план и сбалансированное развитие территории;
- единые тарифы на услуги ЖКХ, на услуги транспорта;
- единые правила благоустройства;
- единый подход к налогообложению.
С 2006 года до настоящего времени на территории Седельниковского района создано:
- 12 представительных органов-Советов депутатов (1 районный Совет депутатов, 11 Советов депутатов сельских поселений);
- 12 исполнительно-распорядительных органов - Администраций (1 Администрация района, 11 Администраций сельских поселений),
- 12 Глав муниципальных образований (1 Глава района, 11 Глав сельских поселений).
В случае объединения поселений и района в муниципальный округ будут созданы:
- 1 представительный орган - Совет депутатов муниципального округа;
- 1 Администрация муниципального округа, включая территориальные органы в сельских поселениях;
-1 Глава муниципального округа.
Там, где сегодня работают Администрации сельских поселений, в случае объединения, будут работать территориальные органы Администрации муниципального округа с тем же объемом полномочий и функций, с правом подписания документов, только без права юридического лица.
Советы депутатов в сельских поселениях свою деятельность прекратят. В случае объединения поселений и района в муниципальный округ в 2024 году- начале 2025 года должны пройти выборы в представительный орган муниципального округа.
При создании муниципального округа населением будет избрано 15 депутатов. Объединение позволит сократить расходы бюджетов разных уровней на проведение выборов.
Укрупнение муниципалитета не потребует внесения изменений в документы граждан и юридических лиц (регистрация по месту жительства, учредительные документы, документы на право собственности), за исключением муниципальных предприятий и учреждений, в уставы которых потребуется внести изменения в части наименований учредителя.
Практически во всех сельских поселениях собственных доходов поселения (это доходы, полученные от поступлений земельного налога, налога на имущество физических лиц, 2% от налога на доходы физических лиц) не хватает даже на заработную плату работников сельских Администраций. В связи с чем, самостоятельность в принятии решений на местах фактически отсутствует. Объединение позволит по некоторым направлениям проводить единые закупки, что в свою очередь может привести к экономии средств бюджета.
Вместе с тем, процесс оптимизации управления не должен привести к отдалению местной власти от жителей — основная часть сотрудников на местах останется. Основная задача — это не допустить ухудшения условий предоставления муниципальных услуг для жителей, особенно сельских населенных пунктов.
Объединение позволит снизить документооборот, в настоящее время из-за разных уровней власти в районе принимается 12 одинаковых решений (уставы, положения, решения о бюджете и др.), которые необходимы для функционирования района и поселений. Организационные вопросы одинаковы во всех поселениях и районе, поэтому и дублируется правовые акты.
Процесс объединения муниципального района и сельских поселений в муниципальный округ займет значительное время.
Первым в муниципальном округе начнет свою работу Совет депутатов округа. Дата выборов ориентировочно - декабрь 2024 года – начало 2025 года. Депутаты на конкурсной основе избирут Главу муниципального округа.
До выборов Совета депутатов округа все Советы депутатов-района и сельских поселений, а также Администрации – района и сельских поселений, а также Главы муниципальных образований работают в прежнем режиме. Сроки полномочий депутатского корпуса района и поселений, при объединении, в соответствии с федеральным законом и уставами муниципальных образований могут быть прекращены досрочно.
Данные по процессу объединения в Седельниковском районе
В Седельниковском районе создана рабочая группа по вопросам реорганизации муниципальных образований. В настоящее время осуществляется сбор мнений, предложений по вопросам объединения. Проведена информационная работа с Главами сельских поселений. В ближайшее время будут проводиться публичные слушания в поселениях и районе. Окончательное решение об объединении и создании муниципального округа принимается Законодательным Собранием Омской области.
Этапы преобразования в муниципальный округ
В силу закона процесс преобразования состоит из следующих этапов:
1. Информационная работа с депутатским корпусом;
2. Инициирование процедуры преобразования путем объединения;
3. Назначение и проведение публичных слушаний по вопросу преобразования муниципальных образований;
4. Принятие всеми представительными органами решений о согласии на объединение;
5. Направление решений о согласии на объединение в Законодательное Собрание Омской области;
6. Принятие Законодательным Собранием Омской области закона о преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Седельниковского района и создании нового муниципального образования — муниципального округа;
7. Назначение и проведение выборов в Совет депутатов муниципального округа;
8. Организационные процедуры по формированию (избранию) органов местного самоуправления (Администрации и главы);
9. Проведение организационных и штатных мероприятий в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.
Приветствуются и будут рассматриваться предложения, замечания по порядку деятельности территориального органа от жителей района.